Из Истории Макияжа.

Наука о косметике — косметология — родом из Греции. Да и само слово "косметика" происходит от греческого слова "космейн" — украшать. Существует масса свидетельств тому, что косметикой пользовались в Древнем Египте. Именно там были обнаружены многочисленные рецепты косметических средств, высеченные на стенах храмов. В те времена благовония, мази и краски для лица предназначались не для широкого пользования, а в первую очередь для жрецов, которые совершали богослужения.  Египтяне умели изготавливать порошок, придающий коже матовый оттенок и скрывающий ее дефекты. Естественно такой рецепт хранили в глубочайшей тайне. В повседневном макияже египтяне использовали довольно яркие краски, сегодня кажущиеся даже вызывающими. Глаза покрывали черным порошком, подбровное пространство медным купоросом или мелко тертым малахитом. Для лица использовали белила.

Порошки и мази, привезенные из Египта, ценились особенно. Римская Империя ежегодно тратила на них до 100 миллионов сестерциев, приписывая им магические свойства. Были у римлянок и свои рецепты: они белились, румянились винными дрожжами, чернили брови сажей, широко использовали растительные масла и животные жиры в качестве мазей. Некоторые мази выполняли функции духов. Любимым ароматическим веществом Цезаря была мазь "Телиум", изготавливаемая из оливкового масла и цедры апельсинов особого сорта.
http://s48.radikal.ru/i122/0904/e9/a4e225de74eb.jpg
Греческая мифология приписывает очаровательной Афродите изобретение средств для поддержания красоты, а Елене Троянской — их распространение. На самом же деле знакомством с косметикой греки обязаны империи фараонов. В Древней Греции были в ходу белила для лица и черная краска для подведения глаз. Гречанки не просто чернили ресницы сажей, но и закрепляли ее смесью из яичного белка со светлой смолой. Губы и щеки они румянили с помощью сурика.

Древний Восток не отставал от Запада. В сказочной Индии с ее утонченными традициями и мужчины, и женщины подводили глаза сурьмой, брови - углем, киноварью - щеки, губы окрашивали в золотой цвет, зубы - в коричневый. Знак касты помещался на лбу сандалом или шафраном. Ногти на руках и ногах, как и пробор в волосах, окрашивали в красный или оранжевый цвета.

Луноликие изящные китаянки пользовались косметикой подчас без меры. Они густо белились, особому предмету гордости - дугообразным бровям - придавали зеленый оттенок, пудрились рисовым крахмалом, к румянам добавляли шафран, зубы - золотили. Поскольку все эти косметические средства были чрезвычайно дороги, ими могли пользоваться лишь немногие представительницы избранного сословия. Простолюдинки пользовались "зеленой" косметикой: травами, листьями деревьев, ягодами. И еще вопрос, кто оказывался в выигрыше, если учитывать состояние кожи. Это сегодня мы читаем на баночке с дорогущим кремом: гипоаллергенно.

На Руси тоже были приверженцы косметики. Известно, что уже в средневековье девушки и женщины знали толк в белилах и румянах. Это, конечно, была не запатентованная косметическая продукция, а бодяга или красная бумага, вызывавшие при натирании влажных щек раздражение кожи и прилив крови. Но в любом случае эффект был заметен.
Женщины не отказывали себе в расписывании лица, но пользовались растительными красками - сажей, углем, румянец наводили свеклой. Однако делали это крайне неумело и, по выражению Олеария, походили на "размалеванных кукол". В 1661г. новгородский митрополит запретил пускать в церковь "набеленных" женщин. В XVII в. появилась мода на пудру. Ее смешивали с яичным белком и в таком виде наносили на кожу: чем толще, тем лучше. Английская королева Елизавета I прорисовывала на слое пудры голубым кровеносные сосуды, чтобы придать коже полупрозрачный вид. Чуть позднее в косметический набор вошли мушки. Поначалу имевшие практическое значение: скрыть бородавки и оспины, они стали неотъемлемой частью макияжа того времени.

Во времена средневековья макияж отходит на второй план из-за беспощадного осуждения со стороны церкви. Несмотря на замкнутый образ жизни, восточные женщины не отказались от макияжа: ими были изобретены изощренные средства по уходу за лицом и телом. В гаремах женщины проводили многие часы, заботясь о своей внешности. Они делали массаж, удаляли волосы, ухаживали за ногтями и лицом. На ресницы наносили черную краску, с помощью туши искусно увеличивали глаза, губы и десны окрашивали в яркий красный цвет благодаря жеванию бетеля, на щеки накладывали слой розовой пудры. В Багдаде в XII веке функционировало пять тысяч так называемых "хам-манов", то есть институтов красоты.

Италия эпохи Возрождения. Именно в это время и в этой стране косметика переживает удивительный подъем. Благодаря стараниям женщин Италии оформляется идеал красоты, требующий дополнительных забот и стараний по уходу за телом. Жительницам Рима, Флоренции и Генуи удалось научиться так подкрашивать черной краской глаза, что они резко контрастировали с кожей лица, а также со струящимися по спине светлыми волосами. Итальянки взяли за правило пользоваться масками. Они использовали для этих целей свежую телятину, которую предварительно вымачивали в дождевой воде. Тонкий ломоть телятины накладывался на лицо, чтобы вернуть коже упругость и свежесть. Великий Данте, наблюдая за женскими ухищрениями, отмечал, что в Италии практически не было представительниц прекрасной половины человечества, которые бы не имели в своем «арсенале» множества кремов, протираний, мазей, красок и помад.

А вот в XVI веке венецианки считали просто необходимым перед нанесением краски (макияжа) обтирать лицо губкой с водой. В XVII веке при французском дворе появилось еще одно новшество: лицо красили, руководствуясь примером Екатерины Медичи. Она захватила из родной Венеции румяна, которые были приготовлены на свинцовых белилах, смешанных с киноварью. Именно благодаря этой великой женщине косметические вкусы итальянок нашли свою вторую родину во Франции, которая впоследствии стала в этой области законодательницей мод.

В России XVII-го века с приходом европейских нарядов стали значительно шире использовать косметические средства. Пудра и румяна накладывались толстым слоем. На балах дамам по несколько раз за вечер приходилось поправлять грим, так как цинковые белила, очень модные в то время, подсыхая, отваливались кусками с лица.

XVIII век стал веком расцвета французской косметики. Француженки старались особое внимание уделить подведению глаз и ресниц, главный упор делая на выбеливание всего лица. Считалось, что белизна лица должна быть неравномерной: лоб должен быть более светлым, чем виски. В альманахе «Библиотека для дам», выпущенном в 1764 году, писалось, что "вокруг рта белый цвет должен отливать желтизной алебастра". В фаворе был красный цвет, настолько яркий, что производил ненатуральный эффект. Особенно это было заметно на выбеленном лице.

Были и другие особенности макияжа в ту эпоху: дурным тоном считалось, если дамы не наносили броские румяна на нижние веки — для придания огненности взору. Необходимо было добавлять к макияжу голубую краску, наметив с ее помощью ниточки вен на лице, груди и плечах. Все это делалось с целью подчеркнуть и оттенить ослепительную белизну.

Начало XVIII века не принесло существенных изменений в представления российских дам о косметической продукции. Они слыхом не слыхивали о "косметиконах" Европы. Замечая увядание кожи, они старались принимать земляничные и молочные ванны. Для выведения веснушек скоро пошли в ход дынные семена, протертые с бобовой мукой, и сорочьи яйца. Хорошим эффектом обладало огуречное "молоко", делающее кожу гладкой и белой. Чтобы избавиться от прыщей, применяли настой иссопа.

Во Франции XVIII века светские львицы не имели права игнорировать румяна. Версальский двор времен Людовика XV был шокирован, когда во Францию прибыла невеста дофина, ничего не знавшая в своей стране о румянах. Чтобы принцесса стала румяниться, понадобился придворный вердикт. Однако такое отношение к косметике было далеко не во всех странах. Например, английские пуритане выступали против французских опытов с раскрашиванием лица. В начале XVII века британский парламент издал закон, гласивший, что "все женщины, вне зависимости от их сословия и возраста, которые после опубликования данного закона соблазнят какого-нибудь подданного Его величества короля Англии с помощью парфюмерии, краски для лица, фальшивыми зубами, высокими каблуками... и этим склонят мужчин к супружеству, будут так же караться, как ведьмы и другие подобные преступники. И такие браки будут считаться после обвинительного приговора недействительными".

В XVIII веке появились накладные брови. Их изготавливали из кусочков мышиных шкурок. Ну а поскольку столь "прекрасная" дама могла не на шутку пленить сердце даже отъявленного Казановы, Сенат во Франкфурте издал указ, который признавал брак недействительным, если мужчину заставляли вступить в брак обманом, используя разные подложные средства, как то: румяна, белила, помаду, накладные волосы, вставные зубы и тому подобное. Женщину в таком случае судили за колдовство.

В США тоже не приветствовалась косметика. Вплоть до 20-х годов XX века к ней благосклонно относились только на театральных подмостках. Впоследствии именно Голливуд смог переубедить американцев, подав пример в использовании макияжа.

(по материалам http://specialmakeup.ru/makeuphistory/history.html и http://www.glamurnaya.ru/makeup/1860/ )